1

Тема: Первый в России "солнечный" велосипед

Иван и "Гелиос"
Про таких людей, как молодой инженер из города Камышина Волгоградской области Иван Богданов, говорят - Кулибин. Правда, в отличие от знаменитого механика-самоучки, знания Ивана основаны на прочном научном фундаменте. Именно теоретическая подготовка позволила ему выносить и воплотить на практике идею изобретения - первого в России велосипеда на солнечных батареях.
http://cdnimg.rg.ru/pril/article/113/69/23/velosiped.jpg
- Еще когда я был студентом, на одной из конференций мой будущий научный руководитель, доцент Владимир Галущак, предложил заняться проектом создания транспорта на бестопливном двигателе, - рассказывает Иван Богданов. - Сказать, что разрабатывал идею с нуля, не могу: в институте над ней уже работали студенты, наработки были.
    Но именно изобретению Ивана суждено было шагнуть с монитора компьютера в реальную жизнь и воплотиться в опытном образце. В 2013 году талантливый студент выиграл грант конкурса "Умник", 400 тыс. рублей, на создание готовой модели - изобретатель назвал ее "Гелиос".
    Собственно, велосипеды с электроприводом - не новость. Они уже давно присутствуют на рынке, главным образом китайского производства. "Фишка" в том, что при езде на таком велосипеде не нужно крутить педали. Правда, такой агрегат постоянно требует подзарядки от обычной розетки. И если в городе это не проблема, то в чистом поле толку от электрического мотора не много.
    - При использовании электровелосипедов возникают две проблемы: это дальность хода без подзарядки, которая ограничена, как правило, 40-60 км; и проблема использования агрегата - далеко не все умеют ездить на велосипедах, - рассказывает Иван Богданов.
    Обе эти проблемы Иван разрешил. Его ноу-хау в том, что электродвигатель он соединил с солнечной батареей. То есть его велосипед двигается благодаря энергии солнца, солнечному свету. Уж чего-чего, а этого добра в летней волгоградской степи хватает. Велосипед катится - аккумуляторы заряжаются от солнца. Красота!
    - За основу мы взяли трехколесную базу, - рассказывает Иван о своем детище. - У меня нет точной статистики, но, по моим ощущениям, около трети населения России не умеют держать равновесие на обычном двухколесном велосипеде. Кроме того, использование трехколесной базы позволяет сделать велосипед грузовым - на нем можно перевозить различные грузы массой до 100 кг.
    В итоге велосипед выглядит как трехколесная повозка с седлом и педалями, да еще и с "крышей" - это и есть солнечная батарея. Звучит жутко, выглядит забавно, ездит бодро.
    По словам изобретателя, это идеальный транспорт для передвижения по территории промышленных предприятий, занимающих порой площадь в несколько гектаров, технопарков, обычных парков, садов. Пригодится он и для сельской местности. Но, как считает Иван, настоящим звездным часом "Гелиоса" может стать чемпионат мира по футболу-2018: велосипед на солнечных батареях пригодился бы организаторам и волонтерам, обслуживающим мундиаль.
    На День России Иван и его команда устроили "Гелиосу" масштабные испытания: решили проверить, какое максимальное расстояние сможет преодолеть велосипед за один день. Иван отправился на нем из Камышина в райцентр Иловля Волгоградской области.
    - В первый день мы выехали из города в 12.30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы. В итоге велосипед преодолел 130 км. На следующий день мы выехали около полудня и уже к трем часам дня были в Иловле, проехав еще 30 км.
    Средняя скорость велосипеда - 25 км в час, максимальная - 35 км. Выше развивать, говорит Иван, наши дороги не позволяют.
     - Зачем твоему велосипеду вообще педали нужны, если он так бодро ездит на солнечной энергии? - спрашиваю.
    - Хороший вопрос, - смеется Иван.- Дело в том, что любое транспортное средство, независимо от того, на каком двигателе работает, в момент, когда трогается с места, теряет 40% своей энергии. Я же борюсь за каждый киловатт. Поэтому педали нужны, чтобы велосипед тронулся с места. Ну и потом, во время поездок, я понемногу их подкручиваю - это дополнительно дает до 50 кВт.
    Сейчас Иван Богданов использует "Гелиос" вместо личного автомобиля для передвижения по Камышину. Парень на трехколесном велосипеде с крышей превратился уже в местную знаменитость. Сам он надеется, что его изобретение из камышинской экзотики со временем превратится в "ширпотреб". И кто знает, может, это, и правда, его, инженера Ивана Богданова, личная "идея на миллион"? Тем более что у Ивана уже все готово для выпуска машины под заказ.
http://www.rg.ru/2015/07/02/velosiped.h

" А лето - это маленькая жизнь..."

2

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

https://www.youtube.com/watch?v=UdQuIaPuDy0

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

вставить свои пять копеек что ли.. какой там пихло у него? чую от узкоглазых братьев ватт на 500 не более. весу сия телега с батареями контролером и парой панелей нехило так выходит. кпд тоже смутно верится что хоть к 30 процентам приблизилось. а цена космос просто. дунь туда раскочегаренный киловатник так вообще батареи заряда ловить от солнца не будут .

нет дум забавнее на свете чем дума об унылом драндулете....

4

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Это ладно... Что выросло, то выросло. Тронула фраза, что с 1 мая 2016 будут выпускаться комплектующие в 2 раза дешевле, чем зарубежные аналоги.
Или знает, о чём говорит? http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/scratch_head.gif

5

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Напрямую от СБ питать мотор вряд ли возможно. Скорее всего, там реализована зарядка весьма емкого накопителя с через контроллер, а уже от накопителя ток на мотор подается.
Судя по размерам СБ - она ватт 100 выдаст, не более (и это при 100% безоблачном небе). То есть, на час работы 0.5КВт движка нужно часов 10 заряжать накопитель (с учетом потерь и т. д.). Следовательно, этот велосипед нуждается в предварительной зарядке накопителя от сети, а СБ - в лучшем случае вспомогательная подзарядка "по ходу"

6 (02-07-2015 15:57:56 отредактировано коша)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Falcon1980 пишет:

Напрямую от СБ питать мотор вряд ли возможно. Скорее всего, там реализована зарядка весьма емкого накопителя с через контроллер, а уже от накопителя ток на мотор подается.
Судя по размерам СБ - она ватт 100 выдаст, не более (и это при 100% безоблачном небе). То есть, на час работы 0.5КВт движка нужно часов 10 заряжать накопитель (с учетом потерь и т. д.). Следовательно, этот велосипед нуждается в предварительной зарядке накопителя от сети, а СБ - в лучшем случае вспомогательная подзарядка "по ходу"

А разве нельзя денек поддержать велосипед на солнце, а на следующий день поехать - безо всяких розеток? а как же в домах? Ведь там и устанавливают солнечные батареи как раз для того, чтобы не зависеть от ЛЭП ? smile

" А лето - это маленькая жизнь..."

7

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

коша пишет:

первого в России велосипеда на солнечных батареях.

А как же педали на фото? Явно в активной фазе.

коша пишет:

А разве нельзя денек поддержать велосипед на солнце, а на следующий день поехать - безо всяких розеток? а как же в домах? Ведь там и устанавливают солнечные батареи как раз для того, чтобы не зависеть от ЛЭП ?

Можно, но недалеко.
электогенерирующие батареи без субсидировния государством при наличии централизованного электроснабжения никогда не окупаются (во избежание срача - гуглим о солярной энергетике Германии)

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

8

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Очень странная статья. Таких моделей электровелосипедов ездеет по миру множество. Где изобретение? За что человеку дали грант?

89242134006

9

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

За то, что красиво пропиарился http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif

10

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

коша пишет:

А разве нельзя денек поддержать велосипед на солнце, а на следующий день поехать - безо всяких розеток?

Вы просто не в теме солнечных батарей, а у меня есть практический опыт их использования

Прочитайте внимательнее написанное мной выше:

Falcon1980 пишет:

на час работы 0.5КВт движка нужно часов 10 заряжать накопитель

И это при 100% безоблачном небе в полдень, перпендикулярном падении света на плоскость батареи и прочих, трудновыполнимых на практике условиях.

В итоге, если денек подержать такой велик на солнце - удастся проехать, по самым оптимистичным прогнозам, час-полтора.

А если ездить нужно каждый день? О какой нормальной эксплуатации велосипеда может идти речь, если им нельзя пользоваться "в любой момент"?
В итоге, для данного вела солнечная зарядка - лишь вспомогательная, без розетки не обойтись.

коша пишет:

а как же в домах? Ведь там и устанавливают солнечные батареи как раз для того, чтобы не зависеть от ЛЭП ? smile

Сравнивать дома и мобильный транспорт нельзя.
У мобильного транспорта есть ограничение по размеру СБ. Вряд ли на велосипед можно впихнуть более 1 м2 солнечных панелей - иначе он станет громоздким и потеряет всякий смысл. Учитывая, что для современных солнечных панелей удельная энергоотдача в 100 Вт/м2 - скорее фантастика (хотя к этому уже приближаются) - с панели велосипеда мы будем иметь менее 100 Вт

У домов ограничения по площади практически нет - можно использовать всю крышу плюс еще на приусадебном участке батарей понаставить. Кроме того, можно учесть углы падения света и расположить панели под разными углами, чтобы при любом положении солнца эффективно работать. Кое-кто делает автоматический ориентатор на солнце.

Но даже в этом случае "независимость от ЛЭП" получается иллюзорной.
Беру среднее из квитанций по оплате за электричество одной отдельно взятой (и очень экономной) семьи и вижу, что в среднем в месяц расход около 200 кВт*ч, то есть (грубо) около 6 Квт*ч сутки. Допустим, средний световой день составит 10 ч. Следовательно, батарея должна непрерывно выдавать 0.6 кВт. Для этого площадь панелей должна быть минимум 6 м2.
Однако, в реальности солнце не всегда есть (а когда есть - не всегда его лучи падают на СБ перпендикулярно), плюс снижение КПД при перегреве панели, плюс потери на преобразование энергии при зарядке накопителя и раздаче в сеть. В итоге получим, что, по самым оптимистичным оценкам, от 0.6 КВт панели потребителю достанется 0.06 кВт. Значит, для реальных условий, чтобы не зависеть от розетки, указанная выше семья должна установить на крыше солнечные панели площадью 60 м2

На практике это выливается в то, что даже те, кто установил себе СБ, регулярно пользуются бензогенераторами))) В частности, один мой сахалинский знакомый, который тоже решил стать независимым от ЛЭП

11 (03-07-2015 11:08:50 отредактировано Агапит)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

А по мне, так проще оперировать Ач-ми.
Если такая батарея выдаст, к примеру, 1А (а она вполне может это сделать), то за 10 час хорошего солнца, можно зарядить приличный аккум на 36В 10Ач (в идеале, конечно). И проехать на нём 25-30 км без педалей. Причём решающее значение имеет не мощность мотора, а скорость, т.е. ток разряда.
Так что не всё так безнадёжно... http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif

12 (03-07-2015 11:17:07 отредактировано коша)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Агапит пишет:

А по мне, так проще оперировать Ач-ми.
Если такая батарея выдаст, к примеру, 1А (а она вполне может это сделать), то за 10 час хорошего солнца, можно зарядить приличный аккум на 10Ач. И проехать на нём 25-30 км без педалей. Причём решающее значение имеет не мощность мотора, а скорость, т.е. ток разряда.
Так что не всё так безнадёжно... http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif

Мне тоже показалось, что если за день накопилось достаточно энергии, чтобы на завтра поехать, тем более трогаться с места предполагается с помощью педалей, то подзаряжатся можно уже по пути. В статье так и написано: " - В первый день мы выехали из города в 12.30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы." То есть, они ехали и одновременно заряжались smile

Ничего, скоро будем ездить на термоядерных батарейках big_smile
http://ria.ru/atomtec/20150525/1066368825.html
http://www.rg.ru/2006/09/06/reaktor.html

" А лето - это маленькая жизнь..."

13

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Агапит пишет:

Если такая батарея выдаст, к примеру, 1А (а она вполне может это сделать), то за 10 час хорошего солнца, можно зарядить приличный аккум на 36В 10Ач (в идеале, конечно)

Это если панель 36В выдаёт. Если выдает 12В, то свой акумулятор на треть зарядишь и уедешь лишь на 10 км.
Хотя я знаю человека, который путём хитрых преобразований из полкиловатта киловатт лехко делает! big_smile

Агапит пишет:

А по мне, так проще оперировать Ач-ми

Правильнее таки Втч оперировать

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

14

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

- В первый день мы выехали из города в 12.30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы. В итоге велосипед преодолел 130 км. На следующий день мы выехали около полудня и уже к трем часам дня были в Иловле, проехав еще 30 км.
    Средняя скорость велосипеда - 25 км в час, максимальная - 35 км.

Простая арифметика
с 12:30 до 21:00 8,5 часов.  130/8,5=15,3 км/ч
от "около полудня" до "три дня" в среднем три часа
30/3=10 км/ч
Что-то средняя 25 никак не получается... Зато вполне логична для велосипеда подобной конструкции.

я понемногу их подкручиваю - это дополнительно дает до 50 кВт.

ПЯТЬДЕСЯТ КИЛОВАТТ!!! 35 лошадиных сил! и это он лишь НЕМНОГО ПОДКРУЧИВАЕТ!

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

15

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

коша пишет:

То есть, они ехали и одновременно заряжались

У Вити было 6 яблок, половину отдал Маше. Сколько яблок стало в Маши?
Три? Фигушки! В задаче не сказано сколько у Маши было яблок до того как с ней поделился Витя.
То же и с "солнечным велосипедом" - наличие солнечной панели не отменяет возможность зарядки от розетки.

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

16 (03-07-2015 14:36:51 отредактировано Агапит)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

А вообще, тема не нова http://electrotransport.ru/ussr/index.php?topic=7579.0
А если СБ ещё и на ходу работает, то это ещё + ....
Но начинать путь, конечно, надо с розетки http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif
Кстати, фраза "во время поездок, я понемногу их подкручиваю - это дополнительно дает до 50 кВт." не совсем корректна. Слово "даёт" уместней было бы заменить на "экономит". Но это уже придирки... http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/smiley.gif

17

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Агапит пишет:

Но начинать путь, конечно, надо с розетки http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif

О том я и пытаюсь сказать.
СБ - лишь вспомогательная подзарядка "по ходу"

18 (03-07-2015 14:57:09 отредактировано Falcon1980)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

коша пишет:
Агапит пишет:

А по мне, так проще оперировать Ач-ми.
Если такая батарея выдаст, к примеру, 1А (а она вполне может это сделать), то за 10 час хорошего солнца, можно зарядить приличный аккум на 10Ач. И проехать на нём 25-30 км без педалей. Причём решающее значение имеет не мощность мотора, а скорость, т.е. ток разряда.
Так что не всё так безнадёжно... http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif

Мне тоже показалось, что если за день накопилось достаточно энергии, чтобы на завтра поехать, тем более трогаться с места предполагается с помощью педалей, то подзаряжатся можно уже по пути. В статье так и написано: " - В первый день мы выехали из города в 12.30 и ехали до 9 вечера. В 7 вечера солнце скрылось за облаками, но накопленной за день энергии хватило еще на два часа работы." То есть, они ехали и одновременно заряжались smile

Ничего, скоро будем ездить на термоядерных батарейках big_smile
http://ria.ru/atomtec/20150525/1066368825.html
http://www.rg.ru/2006/09/06/reaktor.html

Вы как-будто по диагонали читаете

Я же привел расчеты, которые показывают, что за день подзарядки энергии накопится в лучшем случае на час-полтора пути (по самым оптимистичным прогнозам). Даже если подзаряжаться одновременно с движением.

Мощность СБ не может быть более 100 Вт при таком размере, понимаете? Допустим, за 10 ч светового дня, с учетом потерь на преобразования и т. д., накопится не более 500 Вт*ч энергии. А если движок 500 Вт (меньший вряд ли утащит такую гробину) - то на полной мощности он проработает 1 ч.

Представим ситуацию.
Вел простоял день на солнце, накопитель зарядился (те самые 500 Вт*ч).
На следующий день поехали. Едем час. Час прошел, накопитель разрядился. Все, устраиваем привал на сутки для подзарядки?
Если даже за этот час СБ работала и подзаряжала накопитель - то накопится в лучшем случае 50 Вт*ч энергии, этого движку минут на 5 хватит.

Так понятнее?

И повторюсь, у меня есть опыт эксплуатации СБ в походных условиях (автономки 3-4 недели, одиночные горные походы). Так что нюансы и подводные камни солнечной энергетики хорошо себе представляю

Чтобы батарея такого размера, как в статье, могла обеспечить автономную работу двигателя в течение светового дня - двигатель должен иметь мощность 50 Вт))) Но такой двигатель никого и никуда не увезет

19 (03-07-2015 14:58:16 отредактировано Falcon1980)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

SergeyT пишет:

ПЯТЬДЕСЯТ КИЛОВАТТ!!! 35 лошадиных сил! и это он лишь НЕМНОГО ПОДКРУЧИВАЕТ!

50 квт - это примерно 68 л. с., а не 35

Вообще, мне вся информация в статье показалась недостоверной. Концы с концами не сходятся (ваши расчеты это подтверждают)

20

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Печально, что даже уже в такой серьезной газете, как РГ, попадается информация, к. вводит в заблуждение читателя. Скорее всего, сам "автор" подобного изобретения специально умолчал о некоторых нюансах, а не очень сведующий в данном вопросе журналист - не догадался задать нужные вопросы. sad

" А лето - это маленькая жизнь..."

21

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Falcon1980 пишет:

50 квт - это примерно 68 л. с., а не 35

ну да... не в ту сторону поделил...

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

22

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Агапит пишет:

Кстати, фраза "во время поездок, я понемногу их подкручиваю - это дополнительно дает до 50 кВт." не совсем корректна. Слово "даёт" уместней было бы заменить на "экономит". Но это уже придирки...

Т.е. разрядность "кило-" не смущает?

Мы не мешаем движению. Мы и есть движение!
www.facebook.com/groups/MTBKhabarovsk

23 (03-07-2015 15:27:09 отредактировано Агапит)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Ну и это тоже...
Коша, чтобы получать гранты, нужно уметь ловчить http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/wink.gif
Вспомни "бегизамнойцев" http://electrotransport.ru/ussr/Smileys/BigKolobok/cheesy.gif

24

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Falcon1980 пишет:

Напрямую от СБ питать мотор вряд ли возможно.

А вот кстати интересный вопрос. Для питания датчиков Холла, контроллера, мосфетов и прочей логики можно подать отдельные +5В с аккумуляторов, а на катушки мотор-колеса подавать тот ток с солнечной батареи что есть. Если там напряжение будет меньше чем номинальное, он же всё равно будет катить, я так понимаю, хоть и не так бодро?

Forward Capella 2011 + big bagazhnik mod

Увидев человека занимающегося скандинавской ходьбой не забудь ободрить его возгласом "Чувак, ты лыжи дома забыл!"

25 (16-07-2015 12:06:58 отредактировано Агапит)

Re: Первый в России "солнечный" велосипед

Не получится. Если очень коротко, мотор питается от переменного тока с определённым алгоритмом, который преобразуется и подаётся от контроллера.
Если только поставить другой мотор, выкинуть контрик за ненадобностью...
Но это уже кулибинщина...