1

Тема: Тюнинг заднего переключателя

Может кому-нибудь пригодится)

От чего зависит точность переключения скоростей на велосипеде.
На современную втулку без проблем садится 8-, 9-, 10-скоростная кассета. У них одинаковый стандарт посадки. При дальнейшем развитии кассет на увеличение числа звезд также, вероятнее всего, будет применяться данный стандарт. Расстояние между самой большой и самой маленькой звездами в любой (8, 9, 10) кассете равно 35 мм.

В 8-скоростной кассете 7 шагов между звездочками от одной к другой, следовательно на один шаг приходится 5 мм. Именно на столько под кассетой смещается задний переключатель (см. рис.). Для 9ки шаг - 4,375, а для 10ки уже 3,89.

Что же снижает точность переключения?
поперечная гибкость цепи (параметр ухудшается с износом цепи);
люфты переключателя;
люфты подающего ролика переключателя;
в исключительных случаях возможны дополнительные варианты, например, плохо зафиксированый петух, но это редкость.

http://s018.radikal.ru/i523/1506/fe/77a0dd5b1f7b.jpg

Также чем меньше шаг на одно переключение, тем больше будут сказываться эти негативные явления. Если на новом приводе все работает хорошо, то при износе поперечная жесткость цепи уменьшается, а люфты системы переключения увеличиваются, и точность переключения может значительно уменьшиться.  Подающий ролик заднего переключателя При переключении с большими люфтами привод может вообще никак не отреагировать и продолжить работу на исходной звезде. Погрешность 1 мм на шаг 5 мм - это ошибка 20%, а на шаг 3,89 мм уже 25,7%. Иногда влияние этих факторов таково, что вообще невозможно качественно настроить задний переключатель.

С люфтами переключателя ничего не поделать: со временем крепления разбалтываются и точность снижается (например, у Acera это происходит значительно быстрее, чем у Deore). Поперечную жесткость цепи тоже можно вернуть лишь с заменой цепи.

Остался подающий ролик переключателя. Бинго!

Тюнинг заднего переключателя велосипеда.
На фотографии видно, что длина внутренней втулки больше, чем металлическая деталь ролика, в которую она вставляется. Из-за этого ролик получает дополнительный люфт, который вредит точности переключения. У XTR, Dura Ace такого люфта у роликов нет. В более низких группах переключателей почти всегда есть.    Подающий ролик заднего переключателя до тюнинга Для решения этой проблемы достаточно взять эту втулку, зажать в токарном станке и сточить лишнее. Подойдет и простая дрель. В таком случае втулка зажимается в патрон дрели. Дрель обеспечивает вращение, а стачивать можно, например, на точиле. Главное - не снять больше, чем нужно (тогда потребуется новая втулка). Я предпочитаю оставлять длину втулки больше на 0,05 мм, чем длину металлической части ролика. Для проверки используется микрометр. Если у вас его нет, можно собирать время от времени ролик назад, завинчивать фиксирующий болт в переключатель (!) и проверять люфт. Болт создает значительное сжимающее усилие, поэтому обязательно проверять вместе с ним. Одной  Ролик заднего переключателя после тюнинга втулки вам хватит на долгие годы, ведь ее можно использовать с новыми роликами (продаются отдельно). Этот тюнинг можно проделать с любыми роликами, которые имеют подобную конструкцию. Мы уже много лет тестировали эту технологию в нашей веломастерской, каких-либо проблем не выявлено, только значительное улучшение качества переключения. На фотографии справа ролик после тюнинга. Это ролик с велосипеда, на котором такой тюнинг был проведен год назад.
http://s015.radikal.ru/i330/1506/0c/3606e72f0fce.jpg
http://s018.radikal.ru/i516/1506/71/c12be1a23393.jpg

Немного о роликах.
Шимано выпускает целый ряд роликов, лучшими из которых по соотношению цена-качество являются ролики Deore, Deore SLX. При стоимости около 10$ за пару, они без проблем конкурируют с роликами XTR по точности при минимальном тюнинге. Конечно, у роликов XT и более дорогих - керамические подшипники скольжения, но толку в этом нет: керамика дает высокую износостойкость подшипнику, но все равно зубцы ролика износятся так же, как и у ролика SLX, и потребуется замена. Подшипник скольжения в SLX, так же как и в XTR, живет намного дольше, чем его зубцы. Более дешевые ролики не стоит брать, потому что диаметр у них больше, вследствие чего ниже точность переключения.

У переключателей остальных фирм подобные люфты иногда отсутствуют (либо они минимальны), однако там встречаются и другие нюансы, например: ролики могут быть значительно дороже, что накладывает отпечаток на кошелек владельца при длительной эксплуатации переключателя. Кроме того, у некоторых переключателей, например Sram X3, ролики несъемные, т.е. при их износе потребуется полная замена переключателя.

Stern Dynamic 2.0 (black ashan с красными спортивными полосками) / Marin Bolinas Ridge 29er
не везет мне с колесами((

WhatsApp +79ноль98девятьдевять987два; http://vk.com/pro_nikk

2 (14-06-2015 22:28:22 отредактировано Stanislav)

Re: Тюнинг заднего переключателя

Мои пять копеек

Люфт образуется не только из за втулки, но и потому что сам пластик в месте скольжения с металлом, стачивается (тоже по своему опыту), и вылечить его таким методом невозможно.
Люфт у верхнего ролика на XTR есть, говорю по своем опыту. Разница между SLX и XT в ресурсе, будет отличатся в разы! Суть у XTR не в керамических подшипниках( если не подводит память там abec 5 или7), а в том что скольжение происходит в шарикоподшипнике, а пром крепко закреплен в теле ролика, и сам пластик за счет скольжения не изнашивается. В втулке скольжения ситуация обратная.

Люфт верхнего ролика заложен технологически( на заднем люфта не должно быть), так как к 100% точности подвода цепи к звездам, не одна из существующих систем в рабочих условиях не способна. Этот люфт компенсирует небольшую неточность подвода цепи к звездам.

Данный метод будет работать, но временно, и переключатель станет более требователен к настройке.

Если можешь стать орлом, не стремись быть первым среди галок.
+7962 б77 0827
www.strava.com/athletes/8848942

3

Re: Тюнинг заднего переключателя

О чем разговор? У меня есть знакомые кот.цепь начали смазывать спустя два года после покупки вела))) Еще долго удивлялись как он тихо и хорошо начал катить. А вы о износе роликов каких то))

Байк-черный с красным,пол пуда весом.  т 89625841032

4

Re: Тюнинг заднего переключателя

Stanislav,+, люфт верхнего ролика до LX, кажись, заложен изначально. Сам ролик этих групп на подшипнике скольжения. Если менять на ролик с промами(шарики) , данного люфта не будет. В группе Deor & LX пробовал и так, и этак. Особой разницы не ощутил(на новых деталях) но ролики на промах на 8-й тысяче ведут себя нормально. Что было бы со стоковыми на втулках - roll

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

5

Re: Тюнинг заднего переключателя

Народ, подскажите по проблеме, при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот. Что можно сделать и из за чего такое? у цепи пробег 2500, износ есть, но не критичный...

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

6 (15-06-2015 10:12:43 отредактировано PRO_Nikk)

Re: Тюнинг заднего переключателя

Mrtattoo пишет:

Народ, подскажите по проблеме, при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот. Что можно сделать и из за чего такое? у цепи пробег 2500, износ есть, но не критичный...

такая же проблема, в велосалоне да же настроить не смогли( посоветовали смнить переклюк

Stern Dynamic 2.0 (black ashan с красными спортивными полосками) / Marin Bolinas Ridge 29er
не везет мне с колесами((

WhatsApp +79ноль98девятьдевять987два; http://vk.com/pro_nikk

7

Re: Тюнинг заднего переключателя

Mrtattoo, рубашки тросиков поменяй.

89242134006

8

Re: Тюнинг заднего переключателя

Проверь исходную настройку - ограничитель высшей передачи БЕЗ натяжки троса должен быть выставлен на соосность НАРУЖНОЙ ПЛОСКОСТИ малой звезды и вертикальной оси симметрии верхнего ролика. Только после этого даётся натяжка троса.
   Плюс - см. пост AN-2. Так же - проверить ДЛИНУ рубашки.  Подобный эффект возникает при короткой рубашке - в прошлом месяце сам с этим намаялся,  пока не дошло - azor свидетелем был. hmm

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

9

Re: Тюнинг заднего переключателя

andy k пишет:

Проверь исходную настройку - ограничитель высшей передачи БЕЗ натяжки троса должен быть выставлен на соосность НАРУЖНОЙ ПЛОСКОСТИ малой звезды и вертикальной оси симметрии верхнего ролика. Только после этого даётся натяжка троса.
   Плюс - см. пост AN-2. Так же - проверить ДЛИНУ рубашки.  Подобный эффект возникает при короткой рубашке - в прошлом месяце сам с этим намаялся,  пока не дошло - azor свидетелем был. hmm

Настройки все точны, не проверял только расстояние от 9 звезды до верхнего ролика переключателя (там на сколько я помнюб должно быть не более 6мм.) А как высчитать длинну рубашки? Кстати переклюки ХТ, цепь и кассета деорки

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

10

Re: Тюнинг заднего переключателя

Mrtattoo пишет:

Народ, подскажите по проблеме, при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот. Что можно сделать и из за чего такое? у цепи пробег 2500, износ есть, но не критичный...

либо рубашки с тросиками засрались, либо где то угол прокладки рубашки неправильный ( или есть залом или расплющивание рубашки). У меня был похожий глюк после падения -  удар пришелся на рубашку тормозного троса и немного приплющил ее - тормоз нажимался нормально, а вот обратно трос уходил совсем плохо - заменил рубашку и все стало норм.

любое мнение субъективно.... Особенно моё :-)
8 962 пятсот 1 03 89

11

Re: Тюнинг заднего переключателя

azor пишет:
Mrtattoo пишет:

Народ, подскажите по проблеме, при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот. Что можно сделать и из за чего такое? у цепи пробег 2500, износ есть, но не критичный...

либо рубашки с тросиками засрались, либо где то угол прокладки рубашки неправильный ( или есть залом или расплющивание рубашки). У меня был похожий глюк после падения -  удар пришелся на рубашку тормозного троса и немного приплющил ее - тормоз нажимался нормально, а вот обратно трос уходил совсем плохо - заменил рубашку и все стало норм.

Рубашки стоят новые, длинну брал из расчета стоковых с завода, заломов и загибов нет....

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

12

Re: Тюнинг заднего переключателя

КАРОЧИ....сматреть,  аднака нннада. ..

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

Re: Тюнинг заднего переключателя

У меня был такой глюк. Касета Срамовская, цепь Шимано. Закидывало плохо, скидывало передачу норм. После смены цепи на Срамовскую все встало на свои места.

8-914-420-00-06
Доставка воды и продуктов питания voda-les.ru
Доставка запчастей от оптовиков России, Тайваня и Китая про приятным ценам.
FELT q220 disc/Cronus Rover 2.0/Fire Aye Griffin Custom/Norco Range Custom/Cube Reaction 29' Custom/LKLM 318-series Custom

14

Re: Тюнинг заднего переключателя

Podkovirov_Alex пишет:

У меня был такой глюк. Касета Срамовская, цепь Шимано. Закидывало плохо, скидывало передачу норм. После смены цепи на Срамовскую все встало на свои места.

В том то и стренность что стоит все шимановское..... Может реально просто сменить цепь с касетой..........

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

15

Re: Тюнинг заднего переключателя

Кассету и/или цепь нужно сменить. При износе ухудшается точность переключения.

Если можешь стать орлом, не стремись быть первым среди галок.
+7962 б77 0827
www.strava.com/athletes/8848942

16

Re: Тюнинг заднего переключателя

Stanislav пишет:

Кассету и/или цепь нужно сменить. При износе ухудшается точность переключения.

   У него нарушена не точность переключения,  а имеется глючность где-то в цепочке ''манетка-кассета ''. Т. е. либо не дотягивает,  либо не даёт отработать в обратку пружине переклюка.  Причину найти надо,  глазом её увидеть,  а не оглашать общеизвестные истины.  Конечно,  если заменить ВСЁ на новое - будет ГУТ!  Вел новый купить ... проблем-то ...  sad
   Вопрос здесь может быть в просто неровно обрезанной рубашке - полмиллиметра металла ''задралось'' - этого будет достаточно.  Это так,  для примера - надо скурпулёзно пройти по ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ !!!
   А перекл новый ставить - чего проще  smile

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

17

Re: Тюнинг заднего переключателя

andy k пишет:
Stanislav пишет:

Кассету и/или цепь нужно сменить. При износе ухудшается точность переключения.

   У него нарушена не точность переключения,  а имеется глючность где-то в цепочке ''манетка-кассета ''. Т. е. либо не дотягивает,  либо не даёт отработать в обратку пружине переклюка.  Причину найти надо,  глазом её увидеть,  а не оглашать общеизвестные истины.  Конечно,  если заменить ВСЁ на новое - будет ГУТ!  Вел новый купить ... проблем-то ...  sad
   Вопрос здесь может быть в просто неровно обрезанной рубашке - полмиллиметра металла ''задралось'' - этого будет достаточно.  Это так,  для примера - надо скурпулёзно пройти по ВСЕЙ ЦЕПОЧКЕ !!!
   А перекл новый ставить - чего проще  smile

Мне кажется что если трос бы где то цеплялся, то и скидывало бы скорости с заскоками, а тут наоборот плохо поднимают.....

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

18

Re: Тюнинг заднего переключателя

Когда цепь и кассета изношена, то цепь не так точно прпадает на зубья, +износ вспомогательных фасок на цепи и кассете.

На четкость переключения влияют не только перекл и манетка, но и цепь с кассетой, причем в равнозначной степени.

Если можешь стать орлом, не стремись быть первым среди галок.
+7962 б77 0827
www.strava.com/athletes/8848942

19

Re: Тюнинг заднего переключателя

Mrtattoo пишет:

...при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот...

    Износ - дело великое,  но тут Лёха сам пишет симптомы,  иначе их можно озвучить так: ''Несоответствие расстояний перемещения лапки перекла выше-ниже под воздействием механизма манетки и возвратной пружины рамки перекла. ..'', либо как-то ещё.
     Суть проста: механизмом манетки цепь перемещена на следующую звезду. При отпускании(сбросе) манетки механизм перекла НЕ ДОХОДИТ( НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ) на прежнее место! ! !  ЧТО ему МЕШАЕТ утянуть цепь обратно,  после снятия нагрузки с троса? !!! Значит,  нагрузка(натяжение) остаточное, которое сильнее возвратной пружины,   на тросе есть!   ЧТО держит(не пускает)?
   Ну, и в порядке профилактики - засранная ВХЛАМ возвратная пружина, Лёша,  не обижайся,  это всё понедельник  wink  Хотя,  версии смотрим все. big_smile

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

20

Re: Тюнинг заднего переключателя

andy k пишет:
Mrtattoo пишет:

...при скидывании скоростей все работает норм, а при подьеме приходится дотягивать немного, пробовал выставить точно, не получается, либо закадывает норм, но скидывает плохо, либо наоборот...

    Износ - дело великое,  но тут Лёха сам пишет симптомы,  иначе их можно озвучить так: ''Несоответствие расстояний перемещения лапки перекла выше-ниже под воздействием механизма манетки и возвратной пружины рамки перекла. ..'', либо как-то ещё.
     Суть проста: механизмом манетки цепь перемещена на следующую звезду. При отпускании(сбросе) манетки механизм перекла НЕ ДОХОДИТ( НЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ) на прежнее место! ! !  ЧТО ему МЕШАЕТ утянуть цепь обратно,  после снятия нагрузки с троса? !!! Значит,  нагрузка(натяжение) остаточное, которое сильнее возвратной пружины,   на тросе есть!   ЧТО держит(не пускает)?
   Ну, и в порядке профилактики - засранная ВХЛАМ возвратная пружина, Лёша,  не обижайся,  это всё понедельник  wink  Хотя,  версии смотрим все. big_smile

так если бы засранная, мою с профармом, зубной щеткой, фери)))

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

21

Re: Тюнинг заднего переключателя

И ещё такая хрень - если тросик имеет деформацию от тугого сворачивания в кольцо - это самое ОНО ! Именно такая ''волна'' и является  той самой подпружинивающей силой,  не отпускающей до конца возвратную  пружину рамки. Там будет дефеект примерно в 0,5 мм и ... северный лис ...
  Такой трос тянет без нареканий,  а возврат плохой или наеборот,  если танцевать от малой звезды.  Сначала ты выбираешь эту ''волну'', а в итоге манетка ''не дотягивает'', зато возврат в норме
  В гараже месяц висит под грузом(!) такой трос,  который камрад Филиппов свернул в колечко 6-7 см в диаметре  wink ,для экономии места(?) Вряд ли он пойдёт в дело ... sad

janushors@gmail.com ; andy.kazyonnov@mail.ru
62-62-28; ватсап+звонки по 914-164-39-45; 8-924-217-19-83 - ТОЛЬКО ватсап!!!
Мне судьба многократно дарила/Приключения разных сортов,/Я живу не держась за перила,/Я - всегда на€бнуться готов!
http://vk.com/a.kazyonnov99

22

Re: Тюнинг заднего переключателя

andy k пишет:

  В гараже месяц висит под грузом(!) такой трос,  который камрад Филиппов свернул в колечко 6-7 см в диаметре  wink ,для экономии места(?) Вряд ли он пойдёт в дело ... sad

я бы не стал использовать тот трос и в голодный год -  с ним геморрой пожизненно обеспечен :-)

любое мнение субъективно.... Особенно моё :-)
8 962 пятсот 1 03 89

23

Re: Тюнинг заднего переключателя

andy k пишет:

И ещё такая хрень - если тросик имеет деформацию от тугого сворачивания в кольцо - это самое ОНО ! Именно такая ''волна'' и является  той самой подпружинивающей силой,  не отпускающей до конца возвратную  пружину рамки. Там будет дефеект примерно в 0,5 мм и ... северный лис ...
  Такой трос тянет без нареканий,  а возврат плохой или наеборот,  если танцевать от малой звезды.  Сначала ты выбираешь эту ''волну'', а в итоге манетка ''не дотягивает'', зато возврат в норме
  В гараже месяц висит под грузом(!) такой трос,  который камрад Филиппов свернул в колечко 6-7 см в диаметре  wink ,для экономии места(?) Вряд ли он пойдёт в дело ... sad

ладно. попробую перебрать рубашку с тросом, если не поможет, буду раскошеливаться на цепь с касетой)

тату мастер Roxzefon@mail.ru  моё тело, моя свобода

24

Re: Тюнинг заднего переключателя

Почему говорю про износ, потому что были подобные симптомы. Сначала начал задний перекл плохо закидывать, потом когда я подтянул трос, закидывать стало хорошо, но перестал нормально скидывать, а золотой середины как будто нет. Такое началось после 2500 км. Устранил проблему, заменив кассету с цепью.

Если можешь стать орлом, не стремись быть первым среди галок.
+7962 б77 0827
www.strava.com/athletes/8848942

25

Re: Тюнинг заднего переключателя

Stanislav пишет:

Почему говорю про износ, потому что были подобные симптомы. Сначала начал задний перекл плохо закидывать, потом когда я подтянул трос, закидывать стало хорошо, но перестал нормально скидывать, а золотой середины как будто нет. Такое началось после 2500 км. Устранил проблему, заменив кассету с цепью.

Присоединюсь, на днях менял трансмиссию и это был мой второй раз такой замены. Настройка не помогает,смена роликов не помогает, даже думал переклюк менять, но после смены трансмиссии всё становится чётко на свои места. И так было оба раза и чем больше износ,тем больше проблем с переключениями, у меня лично расстраивалась именно любимая передача, но с помошью настроек это можно загнать на соседние звёзды,но проблемы не решит нисколько )